![]() | ![]() | ![]() |
![]() ![]() ![]() | ![]() |
Будет запах земли,
Будет пенье стрижей
От зари до зари.
И ни птица, ни ива
Слезы не прольет,
Если сгинет с Земли
Человеческий род.
И весна: и весна
Встретит новый рассвет,
Не заметив,
Что нас уже
Но в миг триумфа почва предательски уходит из-под ног, и вы понимаете, что рухнули в пустоту. Вакуум повсюду: на краю карты, в избитых анекдотах «про Зону», звучащих круглые сутки у костров, в оживающих, словно птица феникс, врагах и назойливых просьбах отправить в адскую бездну еще десяток-другой мутантов. Пейзажи трещат по швам, и атмосфера со свистом утекает, рассеивая дымку в глазах. Добро пожаловать в край растоптанных грез.
S.L.A.C.K.E.R.S.
За семь лет концепция S.T.A.L.K.E.R. претерпела больше изменений, нежели лицо тщеславной голливудской суперзвезды. Когда-то в Зоне паслись злобные роботы и высились пирамиды инков. Потом вклинились обещания свободного мира, где герой разъезжал на бронетехнике и потрепанных радиацией «Нивах», а ведомые компьютером сталкеры стремились к заветной цели с не меньшим рвением, чем игрок. Но словами и скриншотами публику не накормишь. Разработка затягивалась, и в ход пошел скальпель.
Тех, кто до сих пор мечтает о S.T.A.L.K.E.R. образца 2002 года, ждет жестокий сюрприз. Единый мир оказался набором из двух десятков наземных и подземных локаций, сшитых грубыми стежками. Иллюзии плавного перехода нет. Вы шагаете по растрескавшемуся асфальту и терпите тридцать секунд загрузки, чтобы очутиться на заросшем травой холме. Услышав стрекот лопастей, не рассчитывайте на полет. Вертолеты, задуманные для перевозки людей между районами, ныне являются на войну по приказу дизайнеров. Колесный транспорт, рассекавший чернобыльские просторы в ранних роликах, превратился в неподвижные декорации.
Призрачна и искусственная жизнь.
Тщательно прописанный распорядок
дня горожан из Gothic 2,
робкая попытка сымитировать
взаимодействие NPC из Oblivion
,
плоская, но вечно бурлящая
галактика «Космических
рейнджеров 2
»
Стоянки «зеленых» сталкеров,
базы двух группировок
Проходите, не задерживайтесь
Наш протеже по кличке Меченый
тоже страдает амнезией. (Еще его
печалит маленький рост
Не видно проблесков в общении с NPC. В интервью сайту Computer & Video Games пресс-менеджер GSC живописал, сколь силен в их проекте «классический ролевой» подход. Чего изволите: прочитать абзац порожнего трепа, взяться за случайно сгенерированный квест одного из трех типов, поторговать или пустить гражданину пулю в висок? Миссии примитивны до изнеможения; вместо моральных дилемм, интересных заданий и хороших скриптовых перестрелок нам предлагают «убей», «принеси» и «защити идиота, прихлопнув n волн врагов». Выгода почти нулевая. «Экспа» отсутствует, рубли тратить не на что, поскольку самые полезные вещи лежат не на прилавках, а в чужих карманах. Посему лучше истреблять бандитов и свирепых военных…
Однажды командир базы «Долг»
дал мне важное поручение:
проникнуть в логово анархистов и
умыкнуть «бесхозный»
гранатомет «Бульдог». Причем о
местонахождении оружия знал только
повар, любящий заложить за воротник.
Набив рюкзак водкой «Казаки», я
отправился на дело, ожидая если не
поединок умов, то хотя бы забавное
состязание «кто кого перепьет?».
Допрос длился недолго
Польза от дополнительных миссий
Косой против Зорких
Если выбросить за борт убогие
квесты, скучные тексты, тщетные
потуги на RPG и рассматривать S.T.A.L.K.E.R.
строго как шутер, полку теплых слов
не прибудет. Догадайся GSC в свое
время добить останки «открытого
мира» и сделать чистокровный FPS
Не срослось. Движок X-Ray Engine, чьи
неподвижные веники из тополей и
бьющаяся в припадках трава живут
бок о бок с параллакс-мэппингом, HDR-освещением
и приятными глазу тенями, сумел
дотянуться до западных технологий
2006 года. Остальное застряло в
прошлом тысячелетии. Дизайн
исповедует принцип «развлеки
себя сам», швыряя на Меченого
толпы свежеиспеченного «мяса».
Сколько раз пробежал мимо
локомотивного депо
Сражения надоедают. Они не
увлекают, не бросают нам вызов, не
дают получить удовольствие от
расправы над ненавистным
соперником. Широкий (30 с гаком!)
выбор «стволов»
ИИ старается по мере способностей.
Вертлявые враги поворачивают
корпус на опасные для здоровья углы,
прячутся за укрытия и водят
хороводы вокруг елок, однако разум,
не обученный командной работе, куда
слабее того, что мы видели в F.E.A.R.
Поэтому читерство их и спасает
Лучшая месть за подобное хамство
По-настоящему страшно лишь в лаборатории Х18, где балом правят не табуны косомордых тварей, а гнетущее ожидание чего-то плохого. Тут S.T.A.L.K.E.R. дает прикурить некоторым коллегам по хоррор-жанру. Тусклый свет, зловещие звуки (жаль, что официально без 5.1), незамысловатая физика бочек и ящиков (предел талантов X-Ray), стильные шейдерные эффекты соединяются на пару минут, завлекая зрителя по ту сторону монитора в первый и последний раз. Именно такие моменты, а не россыпь фальшивых концовок, должны удерживать курсор от кнопки «Uninstall».
Радиоактивный капитализм
Порция онлайн-развлечений
позволяет на несколько дней или
недель продлить общение с игрой. По
сути, режим здесь один, но не в проекте,
создававшемся почти семь лет.
Следующая остановка
«Прокачка» персонажей оживляет потасовки. Не надейтесь вбухать стартовый капитал в чугунного терминатора и сразу же нагнать страху на окружающих. Начинающий головорез вынужден обходиться «Калашом» и парой мелких пряников вроде карманной аптечки и оптического прицела. Прочее богатство до поры закрыто. «Опыт» начисляется по формуле, суть которой я так и не сумел постичь до конца. Не раз и не два долгожданный уровень настигал меня на хвосте вражеской пули; неужели чтобы стать сильнее, нужно погибнуть?
Вместе с успехом приходит
настоящая мощь. Бронекостюм
значительно увеличивает живучесть,
компьютеризированная ФТ-200М разит
неприятеля без промаха
Динамическая смена дня и ночи
вносит приятное разнообразие.
Кажется, только недавно мы прыгали
по залитому солнцем полигону
Опасность подстерегает там, где
ее не ждешь. Нервных «квакеров»,
привыкших палить во все, что
движется, да и просто кретинов, для
которых нет большей радости, чем
перерезать глотку товарищу по
команде, на серверах пруд пруди.
Причину следует искать в экономике.
«Плюс 400 рублей» за скальп
врага («хедшот» приносит
дополнительные дивиденды) и… «минус
250 рублей» за убийство своего, при
том, что предателю достается оружие,
. Вот где перевоспитывают
виртуальных хулиганов!
Отдельное «фи» хочется высказать за отсутствие руководства в PDF-формате. Прочитать краткую версию правил (без указания конкретных цифр) можно на официальном сайте… Этакие «удобства на улице».
S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Won
Мы верим: многочисленные ошибки,
населяющие S.T.A.L.K.E.R.
Увы, загубленный потенциал, как и
в случае с Xenus, близким родичем «Сталкера»,
не вернуть. Не шутер и не RPG, селедка
с крыльями рябчика, придавленная
могильной плитой амбиций. Troika Games на
нее нет.
P.S. Просьба к GSC: добавьте в титры благодарность братьям Стругацким. Господа, ваше детище многим обязано «Пикнику на обочине». Зона, артефакты, сталкеры, аномалии, болтики, «Исполнитель желаний»… Ась?