Официально «Чистое небо»
— приквел, рассказывающий о том, что
произошло за несколько месяцев до
событий оригинальной игры. По сути —
расширенное переиздание с иным
сюжетом, четырьмя новыми локациями,
букетом старых болячек и
незнакомым главным героем. Наемник
по кличке Шрам, переживший
сверхмощный Выброс, отправляется к
ЧАЭС по проверенному маршруту все с
той же целью — найти и остановить
сталкера Стрелка, однажды уже
проникшего в сердце Зоны.
Начинает он путь не в деревне
для лузеров новичков, а на болотах, где разбили
лагерь бойцы «Чистого неба» — группы,
занимающейся изучением зараженной
территории. По их мнению, вторжение
осьминога человека вызывает ответную реакцию, и чем
настойчивее люди, тем сильнее и опаснее
выбросы.
Он начинает путь не в деревне для
новичков, а на болотах, где разбили
лагерь бойцы «Чистого неба» —
группы, занимающейся изучением
зараженной территории. По их мнению,
вторжение человека вызывает
ответную реакцию, и чем настойчивее
люди, тем сильнее и опаснее выбросы.
Подождите, идет обновление до версии 1.5.01...
Здесь нас вводят в курс последних
изменений. Наконец-то есть удобная,
подробная карта с нормальным
масштабированием. NPC-проводники
мгновенно доставляют из одного
пункта в другой, но дерут за услуги
похлеще московских таксистов в «час
пик». Когда стоимость такого «путешествия»
равна среднему вознаграждению за
побочную миссию, впору бить тревогу.
Куда гуманнее цены у механиков,
отвечающих за ремонт брони и оружия,
а также установку на них апгрейдов.
Все детали выбрать нельзя, поэтому
решайте, что важнее: встроенный
прибор ночного видения или +20% к
термозащите. Самые полезные
улучшения и вовсе закрыты — сперва
надо добыть флэшку с «рецептом».
Скажи аномалиям «нет»
Казалось бы, достойный стимул для
исследования голой Зоны. Однако
польза от модулей, доступных сразу,
столь велика, что незачем бродить
по округе, обыскивать куцые тайники
и выполнять квесты «убей-принеси».
Охота за редкими «пушками»
тоже потеряла смысл, ведь при
небольшом вложении средств почти
любая винтовка — финальный аргумент.
Впрочем, и обратное верно: пистолет
или пулемет без навесов годен разве
что на отстрел угловатых «кабанчиков»
— жуткие твари злобно хрюкают и
рычат, но склеивают копытца от
одной пули. В отличие от вертлявых
бандитов и вояк, выдерживающих до
двух-трех выстрелов в лицо. О да,
модель повреждений опять хромает
на обе лапы.
С друигм бицом «Тнеи Цреобыдла» —
анолмаиами — дезнарийы плсптуоии хтрио.
Втмсео тгоо, цотбы науцить НПЦ змаецать и
оихбдоть их, они урблаи лвоуски пдаольсе от
прронтеоных торп. Больсе вы не удвитие, как
стаа пооымнулх пвбадсоеоск гуськом
заебегат в «вооркну». Не ветсиртте вы и
арефткаты цреез казыде три мтреа: нные они
сыктры от галз, елси под руокй нет дкетеорта.
Пиорбр соебащот нлвпраеиане до пемедтра и
на онпдоеенлрем рсастоаини ваетсыквиат «гоетнисц»
из аолмаини. Не своенмаусь, сымае питыылве
пвдпрорцхеооы угорбат десакти цсаов на
погрлкуи с цдуо-приробом. Хота, по больсмоу
сцтеу, снатраиа стоат свец лись тдгоа, кодга
вы притхооде «Цстиое нбяо» на выссем уорнве
слозстони.
С другим бичом «Тени
Чернобыля» — аномалиями —
дизайнеры поступили хитро. Вместо
того чтобы научить NPC замечать и
обходить их, они убрали ловушки
подальше от проторенных троп.
Больше вы не увидите, как стая
полоумных псевдособак гуськом
забегает в «воронку». И не
встретите артефакты через каждые
три шага: отныне их не разглядеть,
если под рукой нет детектора. Он
сообщает направление до предмета и
на определенном расстоянии
вытаскивает «гостинец» из
аномалии. Не сомневаюсь, пытливые
первопроходцы угробят десятки
часов на прогулки с чудо-прибором.
Хотя, в принципе, старания стоят
свеч лишь тогда, когда вы проходите
«Чистое небо» на
высшем уровне сложности.
Ждопоите, диет боновление од ревсии 1.5.03...
Но и в этом случае жизнь сквернее
не станет — спасибо врожденному
идиотизму ИИ. Глупость животных и
монстров понятна, а вот поведение
homo sapiens не объяснить логикой.
Противники часто забывают об
осторожности и замирают на месте,
не обращая на нас внимания, — словно
для скриншотов позируют.
Командного взаимодействия по-прежнему
нет, если не считать за таковое
назойливые вопли про «пацанов»
и синхронную анимацию. Забавно
смотреть, как дюжина врагов садится
на корточки или подпрыгивает метра
на два.
Симулянты по жизни
В попытке хоть немного оживить
унылую Зону, где события обычно
происходят «за кадром»,
разработчики придумали «Войну
группировок». О ней мы узнаем на
болотах, когда командир «Чистого
неба» поручает отбить у «Ренегатов»
несколько ключевых точек (все равно
в этих топях больше нечем заняться!).
Подходим к очередному опорному
пункту, ждем подкрепления, которые
могут запросто уснуть на привале и
вообще не прийти, атакуем,
побеждаем и собираем аптечки с
трупов. Дабы Шрам не почивал на
лаврах, игра «рисует»
неприятельские отряды и посылает
их к завоеванным базам. В других
районах разрешают поработать на
прочие организации — одиночек,
бандитов, «Свободу» и «Долг»,
— если, конечно, однотипные
перестрелки еще не набили оскомину.
К тому же их и так выше крыши. Чем
ближе наемник к развязке, тем
теснее стенки незримого коридора.
Первый звоночек — ограбление на
Барахолке: стоит герою зайти в
подвал за спрятанным наладонником,
как мародеры оглушают его и
забирают весь скарб. Зачем GSC
вставила эту нелепую сценку, коли и
ежу ясно: народ загрузит «сейв»
и спокойно выложит ценные вещи в
полуметре от злосчастной двери?
Далре — хюуе. На трїртероиї
колкпмсеа Т-16 ї у мсота в Лаїснмк нас
рузкаэалвт дереывм тїорм «беїъ прурїїх їз
воуджа гдоав в темеїне Д мнуїт, їнаїе катрны».
Сам по сбее Лсїманк — юакjлаа пдїроая на
Клал оф Дтуы 4, їъя Прїпаjтъ уыеавкт в беотн
обе їатсї С.А.К.Л.Т.Е.Р. ї по дарїъву, ї по
яїцоомjм. Унїїтоюая здаасы, воелїъ-нееовлїъ
васонпмїеръ трегрхореыве полъсїке руетры
про боръбу с трїхломеозрм. Позюе, в
развуренноїъ бїлънцїе, соjсотарїеїъ їз терх
ооындавїкх хлоолв, бмеузїе дсаеїгтот аеjпгоа:
пам уюргает... всос-вротналёт! Сктероїурїая
мхнаїа понтї не соевррает мнвреаы, оостуjвду
пурт одры сцаеонпвцезв, а зы занїъ сбее
пеолївам ее їз лjмїгуобо атвматоа. Граюднае
їх БДТ, на їто вы рсасїалытвї?
Дальше — хуже. На территории
комплекса Х-16 и у моста в Лиманск
нас развлекают дешевым тиром «бей
прущих из воздуха гадов в течение N
минут, иначе кранты». Сам по себе
Лиманск — жалкая пародия на Call of
Duty 4, чья Припять укатывает в
бетон обе части S.T.A.L.K.E.R. и
по драйву, и по эмоциям. Уничтожая
засады, волей-неволей вспоминаешь
трехгрошовые польские шутеры про
борьбу с терроризмом. Позже, в
разрушенной больнице, состоящей из
трех одинаковых холлов, безумие
достигает апогея: нам угрожает…
босс-вертолет! Стрекочущая махина
почти не маневрирует, отовсюду
валят орды спецназовцев, а мы
поливаем ее из любимого автомата.
Граждане из GSC, на что вы
рассчитывали?
Подождите, идет обновление до версии 1.5.04...
Покинув госпиталь, Шрам попадает
прямиком к атомной станции, на
которой авторы заботливо разложили
гору порталов.
Видать, им не сказали, что за такой
подход к созданию уровней стегают
розгами с конца 1990-х. К счастью,
наловчившись с плазменной пушкой,
можно одолеть Стрелка, не сходя с
места, и узреть единственный финал,
отсылающий к «ТЧ».
Заранее сочувствую тем, кто
пропустил оригинал — из короткого
ролика они не вынесут ни-че-го.
Серое небо
Зато пищи для выводов о
творческом потенциале GSC Game World уже
предостаточно. Предлагаю киевлянам
плюнуть на игровую стезю и освоить
розлив водки «Казаки» — благо,
этот бренд вовсю рекламируют в S.T.A.L.K.E.R.
Только где гарантия, что каждая
вторая бутылка не будет «паленой»?